Булычева Вера Андреевна Повесть «ВОСХОЖДЕНИЕ» ГЛАВА 2 Начало трудового пути Коридор этот был ей хорошо знаком: здесь в переменах организовывали игры, проводились торжественные линейки, на которых не раз ей вручались премии. У нее громко стучало сердце, и в душе звучал вопрос: что же меня ждет впереди? И вот они входят в большой, светлый класс, полный детьми, которые окружают Анну Ивановну, но все с любопытством уставились на Веру Андреевну. Анна Ивановна сразу заулыбалась и, протянув Вере руку, громко сказала: -К вам пришла новая учительница! Ее зовут Вера Андреевна, совсем недавно она сама закончила эту школу. А Леночка добавила: -Смотрите, ведите себя хорошо, чтобы крепко подружились. Вера Андреевна много расскажет вам интересного, она только что из института. Прозвенел заливистый звонок, дети быстро разбежались за парты, а Вера с Леной сели за последнюю, и Анна Ивановна начала урок по чтению. Вера внимательно рассматривала ребя-тишек, некоторых узнавала по знакомым фамилиям тех, с кем вместе училась, а трое переростков были ей знакомы по начальным классам, они всего на три года были младше ее. «Постараюсь найти с ними общий язык, а не наш ли это бывший класс?» Школу выстроили, когда она пошла во второй класс, а ее отец, прораб, руководил стройкой. Здание было свободное, просторное, окна высокие и широкие, много света, все клас-са большие и одинаковые, Вера помнила, как уютно и радостно она чувствовала себя всегда, когда входила в свою « просторную новую школу, в свой светлый и радостный дом». После окончания урока Анна Ивановна отпустила детей, улыбнулась Вере и сказала: -Ну что же, вот и принимайте мой пост. Ребятишки неплохие, есть, конечно, озорники, но они в каждом классе есть. Вот программа для четвертого класса, расписание уроков, план на третью четверть, мои поурочные планы и учебники по всем предметам. Мне все это еще не скоро понадобится, поэтому пользуйтесь, сколько надо, а потом сможете все передать в школь-ную библиотеку, если решите уезжать. -Уезжать я скорее всего не собираюсь, ведь я местная, выросла здесь. И отец мой родом из здешних мест, но попользоваться вашими книгами для меня очень полезно, поэтому большое спасибо, в случае каких-либо затруднений можно будет с вами встретиться? -Конечно, можно! В школе много опытных учителей, никто не откажет в помощи, но в основном девочка старайся справиться сама, ребята это ценят и уважают. -Хорошо, буду стараться сама, тем более, что многие темы мне знакомы, еще раз боль-шое спасибо. Коллеги дружески расстались и разошлись в разные стороны: Анна Ивановна направилась в сторону жилищного массива офицерского состава гарнизона, а Вера в район гражданского поселка. Дело в том, что их местом жительства был воинский гарнизон, который состоял из 2–х частей: расположение дивизии в казармах и дома для командного состава, и для гражданского населения, строителей и их семей, которые обслуживали гарнизон, работали официантками и поварами. Отец Веры был прорабом на военном строительстве. Он сам построил свой дом, который все детство Веры был для нее и всех ее сестер и братьев родительской купелью. Три старших сестры ее – Аня. Надя и Мария – уже обрели свои семьи, вышли замуж за офицеров и уехали со своими мужьями к их новому месту службы. Поэтому Вера решила, что настал ее черед помогать родителям. Было у нее еще два брата: старший Григорий, он служил в армии, и младший Виталий, десятилетний ученик третьего класса. Придя домой, Вера сразу же засела готовиться к урокам, перечитав программный мате-риал, написала поурочные планы и стала обдумывать беседу для знакомства. Дело двигалось с трудом, и она решила: «Что будет на душе, то и скажу. Главное, надо их рассказом заинтересовать, и как наша историчка в седьмом классе, тогда все пойдет хорошо». Вечером пришел отец с работы и стал расспрашивать: -Ну что, приняла класс? -Да, папа, приняла. Завтра начну самостоятельно работать. -Что, даже и практики никакой не дали? Сразу с места в карьер? -Да некому практику мне давать, у всех своя работа, а Ане Ивановне давно уже надо в декрете отдыхать. -Ну, ничего, главное, ты не трусь, берись смелее, и дело пойдет. Мне тоже прорабом начинать было не просто, но постепенно освоился. На следующий день с утра пораньше Вера шагала по знакомой дороге в гору, по которой пять лет бегала учиться, а теперь она шла сама учить детей и очень волновалась. Она с детства мечтала стать за учительский стол, а теперь тревожилась и думала, что же у нее получится? Все получилось неожиданно просто. Дмитрий Семенович вошел вместе с ней в класс и сказал строго: -Вот такие дела, друзья мои! Анна Ивановна ушла в отпуск, так положено по закону, и теперь вас будет учить Вера Андреевна. Надеюсь, что у вас с новой учительницей все будет хорошо, чтобы мне никаких жалоб на вас не поступало! Договорились? -Договорились! – дружным хором ответили ребятишки, и многие заулыбались. -Вера Андреевна, приступайте к занятиям, добрых вам успехов! Директор вышел из класса, а Вера начала: -Я вам целую речь приготовила, а теперь вижу, что пора урок начинать, а не речи гово-рить. Приготовьтесь к математике, проверим домашнее задание. И пошла работа. ГЛАВА 3 Первые уроки Вера хорошо подготовилась к урокам, и на первом занятии проверила домашнее задание, а потом все вместе решили большую и интересную задачу в четыре вопроса. В заключение урока она дала небольшое самостоятельное задание по решению примеров. Урок прошел быстро, все дети работали дружно. Вера сама удивилась, как легко у нее пошло дело. На втором уроке, ее любимом русском, начала с повторения правил, записи на доске и в тетрадях предложений с разбором, затем дала небольшую комментированную диктовку. Конечно, не у всех все легко получалось, некоторые дети затруднялись в ответах. -Ничего, ничего, потренируетесь и научитесь хорошо комментировать. Зато грамотея-ми станете, подбадривала она слабаков. Ребятишки улыбались, им понравилось, что молодая учительница шутит с ними, стали старательнее писать, а на третьем уроке чтения – что было ее страстью с раннего детства – она покорила ребятишек чтением наизусть стихов Некрасова «Мужичок с ноготок» и интересной беседой: -Какое у нас сейчас время года? А чем оно отличается от других? Кто из вас любит зиму? А за что именно? Дети отвечали дружно и весело, рассказывали о своих любимых зимних играх, о праздновании Нового года и с удовольствием читали выразительно стихотворение, которое она потом задала наизусть. Быстро и просто прошел ее первый рабочий день. Когда она шагала домой и переосмысливала, как все было, пришла к выводу, что правильно она поступила, начав самостоятельно работать, что работа гораздо интереснее, чем сидеть на лекциях, что надо больше подбирать чего-то веселого, чтобы уроки были интересными. Но на следующий день в учительской состоялся серьезный разговор. К Вере подошла пожилая учительница и отрекомендовалась: -Меня Нина Николаевна звать, работаю пятнадцатый год. А у вас в классе мой сын Илюша учится, вчера он много рассказывал, какая к ним новая учительница пришла: и красивая, и веселая, а вот попробовали мы с ним предложения разбирать, так он в частях речи путается. Видимо, Анна Ивановна с ними мало разбором занималась. У нас по плану методического объединения, которым я руковожу, через месяц должен быть открытый урок в этом классе и вам. Вера Андреевна, надо к нему приготовиться. -Хорошо, ответила Вера и вспомнила, как в ее школьные годы учителя на открытых уроках часто ее вызывали отвечать, зная, что она их не подведет. «А на кого же мне опереться? подумала она. – Надо всех готовить. Все же за месяц можно натренировать, со слабыми после уроков буду заниматься.» -Не бойтесь очень, вам по молодости многое простится, улыбнулась Нина Николаев-на, заметив тревогу на лице Веры. -Конечно, непривычно, но надо ко всему привыкать, ответила молодая учительница. К ним подошел директор и спросил, улыбаясь: -Что, Нина Николаевна, сразу же хотите с места в карьер? Не рановато ли? -Да неважно у них с разбором предложений, и по плану нашему так подходит, а подготовиться поможем, время еще целый месяц впереди. -Надеюсь, что справишься? Как вчера уроки прошли? -Хорошо прошли, мне понравилось. Постараюсь справиться, ответила Вера, а в душу вползла тревога: «Ведь это все учителя школы на урок придут, как же мне одолеть такое?». Тут прозвенел звонок, и Вера поспешила в свой класс. Ребятишки встретили ее веселым и дружным возгласом в ответ на ее приветствие: -Здравствуйте! громко закричали они, и у Веры на сердце полегчало. «Ничего, справимся как-нибудь», подумала она и начала урок. После уроков Вера сделала выборку по классному журналу самых слабых учеников и стала проводить дополнительные занятия, удивляясь запущенности в их знаниях. Действительно, дети затруднялись в определении частей речи, а в членах предложения вообще не разбирались. Видимо, Анна Ивановна, собираясь рожать, больше заботилась о своем будущем ребенке, а не о тех детях, которых она учила, а теперь Вере предстояло выправлять запущенность в знаниях детей, тем более, что впереди маячил грозой открытый урок. Весь месяц Вера ежедневно оставляла детей после уроков, так как запущенность выявилось практически у всех детей. Она объяснила ребятишкам, что им предстоит одолеть открытый урок, и они старались, делали дополнительные задания, так что к концу месяца, когда приблизился заветный срок, многие дети стали неплохо разбирать, а Илюша, сын Нины Николаевны, чаще всех поднимал руку и всегда давал правильные ответы. ГЛАВА 4 Открытый урок И вот он наступил, главный экзамен. С утра она тщательно приоделась и причесалась, а когда стала придирчиво рассматривать себя в зеркале, то увидела под черными густыми бровями большие задумчивые глаза и полные щеки, которые Вера очень не любила, но в этот день ей понравилась серьезность и внимательность во взгляде. «Да, все должно быть хорошо, ведь подготовились мы с ребятишками на совесть», подумала она. Придя в школу пораньше, зашла в класс, чтобы проверить подготовку к уроку и подбодрить детей. А вскоре стали подходить учителя других классов, и всех надо было рассадить удобно, как доброй хозяйке. Едва успели все уладить – пришло более десяти учителей – как прозвенел звонок, и все дети вытянулись струночками около своих парт. -Здравствуйте! – бодро сказала Вера, и тут же дружный хор детских голосов ей звонко ответил на приветствие. -Садитесь, как можно спокойнее и приветливее старалась говорить она, приготовьтесь к проверке домашнего задания. -Володин Саша, читай упражнение, а вы следите за ним, сказала и пошла в обход по классу, проверяя каждого ученика и потихоньку одобряя тех, кто особенно отличился: «Молодец! Хорошо! Отлично! Вот всегда так пиши!» -Молодцы! – сказала она, обойдя весь класс, все выполнили, а насколько правильно, я оценю после проверки тетрадей. И ты, Саша, тоже молодец! Заметил кто-нибудь у него ошибки? Да, у него все было правильно. А теперь пишем число, Алеша идет к доске, пишем предложение для разбора: «Длинный караван верблюдов медленно движется по пыльной дороге». Все ли у нас правильно? Молодец, Алеша. Ошибок нет. А теперь объясни, почему слова «длинный» и «медленно» ты написал с двумя «н». -В слове «длинный» корень кончается на букву «н» и добавляется суффикс «н», а в слове «медленно» суффикс –енн , который пишется всегда с двумя «н». -Хорошо, а теперь сделаем разбор по членам предложения, все разбирают самостоятельно и контролируют Алешу. Алеша начал бойко разбирать, задумался над словом «медленно», но потом справился. Когда он закончил, Вера спросила у класса: -Все ли у него правильно? Маша? -Разбор правильный, ответила Маша. -Хорошо, Алеша, садись. Продолжит разбор по частям речи Маша Прибылова. Маша быстро вышла к доске и четко справилась с заданием. -Дети, проверьте, все ли правильно сделала Маша? Хорошо. А теперь пишем под диктовку предложение и делаем самостоятельно разбор: «Палит нещадное солнце и изнуряет как людей, так и животных». Затем проверили правильность разбора и двинулись вперед. -Теперь пишем словарную диктовку с подбором проверочных слов на безударную гласную. Вспомним правило, кто скажет? Это был ее коронный номер, и когда почти весь класс дружно поднял руки, у Веры ра-достно забилось сердце. Вот как хорошо знают правила ее ученики! -Отвечает Илюша Ветров. Счастливый Илюша, улыбаясь, четко рассказал правило о проверке безударных гласных, и Вера начала диктовать: «Большая река, широкие поля, далекие горные вершины, зеленые долины, тенистые пруды». -После каждого слова вы должны записать проверочное, а если не можете придумать оставьте пробел, про проверке допишите, поставьте ударения во всех словах. После проверки этого упражнения Вера объявила: -В заключение урока я даю творческое задание: составить сколько сможете предложений из словосочетаний, которые мы записали в словарной диктовке, и сделать в них разбор и по членам предложения, и по частям речи. Все дети склонились к своим тетрадям, а Вера снова пошла по классу, внимательно всматриваясь в тетради и делая замечания тем, у кого видела ошибки. И вот концовка урока: -Наше время истекает. Кто скажет, над какой темой мы сегодня работали? И снова дружный взлет рук. -Отвечает Надюша. -Мы занимались разбором предложений и проверяли безударные гласные, звонко от-чеканила Надя. -Спасибо. А кому было трудно? Нет таких? Молодцы! Оценки за уроки я поставлю после проверки тетрадей: Маше, Наде, Саше, Алеше и Илюше Ветрову. Запишите домашнее задание. Прозвенел звонок, и Вера, отпустив детей, с гулко бьющимся сердцем подошла к Анне Ивановне. -Когда разбор урока будет? -Будет, будет, не волнуйся, ответила, улыбаясь, Анна Ивановна, Молодчина! Для начала отлично! Товарищи учителя, давайте по горячим следам сделаем анализ урока. Ведь сейчас большая перемена. Она подошла к учительскому столу и обратилась ко всем присутствующим. Для начала предоставим слово виновнице торжества. Вера Андреевна, прошу! Вера поднялась и, не выходя к столу, начала: -Можно я с места? Тема была: разбор предложений, так и по плану, а что получилось, вы все видели. Мы все очень старались, и дети, и я, почему-то робко добавила она. -Видели, видели, и не только видели, но и слышали. Конечно, для начинающего учите-ля лучшего ожидать нечего, сказала Анна Ивановна. Кто хочет высказаться? -Я хочу! – подала голос Леночка. – Урок построен методически грамотно, в нем сочеталась как фронтальная, так и индивидуальная работа, а главное – развитие творчества детей, что считается очень важным. Все дети работали дружно, и навык разбора предложений у них отработан хорошо. Спасибо, Вера Андреевна, приятно было посидеть у вас на уроке. -Молодец, просто замечательно! – раздались голоса других учителей, а у Веры прилила кровь к щекам: она не ожидала столь дружной похвалы коллег. -Да, если так дело дальше пойдет, то годам к сорока заслуженной учительницей будет, предсказала ей судьбу Анна Ивановна. -Спасибо вам всем большое. Не ожидала я такой оценки, все боялась и боялась! -Ну вот, а теперь иди вперед и ничего не бойся! – крепко пожав ей руку сказал Дмитрий Семенович. – Молодчина! Я знал, что не подведешь! Она у нас с первого класса отличницей шла, всегда впереди других! – гордо закончил он. Домой Вера как на крыльях летела, ей не терпелось порадовать родителей, особенно отца, который много внимания уделял воспитанию детей, направляя их на упорную учебу. «Грызи гранит науки», это был его любимый девиз. И только Вера перешагнула порог дома, как отец встретил ее вопросом: -Ну как, дочка? Отстрелялась? Как прошел урок? -Хорошо, папа, все хорошо! А Анна Ивановна даже предсказала, что я заслуженной учительницей стану. Вот как! -Дай Бог, чтобы ее предсказание сбылось! Теперь ты уже смелее будешь в класс входить, довольно улыбнулся отец. ГЛАВА 5 Родительское собрание После открытого урока Вере легче стало работать, и походка обозначилась уверенная, и взгляд требовательнее. Все ее ученики как-то подтянулись, почувствовали в ней настоящую наставницу, стали лучше слушаться и усерднее заниматься. Когда закончилась третья четверть, то результаты ее порадовали и учеников, и Веру, и родителей на первом родительском собрании. После выступления Веры об итогах четверти многие родители захотели выступить, все они высказывали благодарность Вере за то, что дети стали старательнее заниматься дома, что у многих повысились оценки за четверть, а после окончания собрания не все родители поспешили по домам, окружили ее, и началась непринужденная беседа: -И как вам удалось так крепко взять их в руки? – спросил отец Лены Запеваловой, ее первой отличницы -Да просто мы подружились, ведь я сама недавно училась в этой школе и хорошо пом-ню, как мы учились и чего нам хотелось, ответила Вера Мой сын очень любит, как вы им стихи читаете. Все старается копировать вас, вчера весь вечер наизусть учил, говорит, хочу так же прочитать, как нам Вера Андреевна читала, сказала мама Саши Володина. -Да, у нас самые любимые уроки, когда идет опрос выученных стихов. Все хотят читать и получать хорошие оценки, все просятся к доске. -Раньше с ремнем приходилось заставлять наизусть учить, а теперь сами хватаются, как только из школы приходят, с улыбкой уточнила мама Володи Пряслова, бывшего двоечника. Вере было радостно слушать родителей, значит, не хуже она Анны Ивановны работает. На следующий день она предложила своим ребятам сходить в гости к Анне Ивановне, которая уже родила сына, и ему исполнилось два месяца. Ребятишки радостно подхватили это предложение. После уроков, окружив Веру, они дружно все вместе отправились в гости к Анне Ивановне. Увидев своих бывших учеников, Анна Ивановна радостно всплеснула руками и при-гласила всех: -Вот не ожидала таких дорогих гостей! Проходите, проходите, раздевайтесь, сейчас чаепитие устроим. Рассказывайте, как у вас дела? -Хорошо идут дела! Все двоечники успевающими стали! – радостно улыбаясь ответила за всех Лена Запевалова. -Вот какие вы молодцы! – похвалила всех Анна Ивановна. – А как поведение на уроках? -Хорошее, хорошее! Все слушаются и стараются! – отчеканил Гена Пустовалов. -А у меня, смотрите, какой сын растет! – подняла высоко Анна Ивановна своего малы-ша-крепыша, который замахал ручками и ножками, весело улыбаясь. -Ух ты, как он уже смеется здорово! А как его звать? – спросил Саша Володин. -Костя звать, Костенька. А можно Константин Петрович, гордо посмотрела на всех счастливая мама. -Хороший, хороший! – весело загалдели ребятишки, правда ведь хороший, Вера Андреевна? -Конечно, хороший, и веселый, и крепкий, улыбнулась Вера. Весело пробежало время, и когда стало ясно, что пора расставаться, то никому не хоте-лось уходить, и поэтому пришлось договариваться, когда они придут еще раз. -Счастливо оставаться! Подрастайте быстрее! – звенели ребячьи голоса, покидая гостеприимный дом. Прощаясь с Верой, Анна Ивановна сказала: -Молодчина, Верочка, спасибо тебе большое, что привела ребят ко мне, а то я очень скучала по своему классу. -И вам спасибо, Анна Ивановна. Хороших ребятишек мне сдали. Будьте здоровы! – по-прощалась Вера. Когда она вернулась домой, то призадумалась о своей личной жизни. «Вот на работе все хорошо пошло, а как же мне мужа обрести? На танцы в Дом офицеров ходить надо, воз-можно, там с кем-нибудь познакомлюсь, да вот нарядов нет». Зарплату свою небольшую Вера всю отдавала матери, а на покупки ничего не оставалось. Что же делать? Решила посоветоваться с мамой. Вечером у них состоялся деловой разговор: -Мама, мне поговорить с вами (так было принято у них в семье по украинскому обычаю звать родителей на «вы») надо бы. -Ну, давай поговорим. В чем дело-то? -Да вот думаю, что из одежды купить кое-что надо. А то в студенческих платьицах хожу. Перед учителями и учениками неудобно. Да и на танцы в Дом офицеров ходить хочется, а одеть нечего. -Ну что же, придется как-то подработать. Можно на воскресенье в Читу съездить, на-брать там кедровых орехов, а я здесь продам на нашем рыночке, вот и сделаем выручку. -Интересная идея. Ладно, я подумаю. Возможно, так и сделаем. И она стала размышлять: «Поезд идет ночью, так что ученики мои спать будут, а если и увидит кто, то какое кому дело, куда я еду. Чемодан студенческий сохранился, вот и буду в не-го орехи набирать, только зарплату дождаться надо. Читу я знаю, наберу орехов и сразу назад». Так обдумала и решила все самостоятельно, а получив через две недели зарплату, сказала матери: -Мама, я зарплату решила в оборот пустить. Поеду в субботу в Читу и привезу орехов, как вы советовали. -По уму решила, конечно, надо подрабатывать, если так мало платят, а я торговлей займусь.
|