творческий портал




Авторы >> Сибирячка


Восхождение. Главы 2-5. Начало трудового пути

Булычева Вера Андреевна

Повесть

«ВОСХОЖДЕНИЕ»

ГЛАВА 2

Начало трудового пути

Коридор этот был ей хорошо знаком: здесь в переменах организовывали игры, проводились торжественные линейки, на которых не раз ей вручались премии. У нее громко стучало сердце, и в душе звучал вопрос: что же меня ждет впереди? И вот они входят в большой, светлый класс, полный детьми, которые окружают Анну Ивановну, но все с любопытством уставились на Веру Андреевну. Анна Ивановна сразу заулыбалась и, протянув Вере руку, громко сказала:

-К вам пришла новая учительница! Ее зовут Вера Андреевна, совсем недавно она сама закончила эту школу.

А Леночка добавила:

-Смотрите, ведите себя хорошо, чтобы крепко подружились. Вера Андреевна много расскажет вам интересного, она только что из института.

Прозвенел заливистый звонок, дети быстро разбежались за парты, а Вера с Леной сели за последнюю, и Анна Ивановна начала урок по чтению. Вера внимательно рассматривала ребя-тишек, некоторых узнавала по знакомым фамилиям тех, с кем вместе училась, а трое переростков были ей знакомы по начальным классам, они всего на три года были младше ее. «Постараюсь найти с ними общий язык, а не наш ли это бывший класс?»

Школу выстроили, когда она пошла во второй класс, а ее отец, прораб, руководил стройкой. Здание было свободное, просторное, окна высокие и широкие, много света, все клас-са большие и одинаковые, Вера помнила, как уютно и радостно она чувствовала себя всегда, когда входила в свою « просторную новую школу, в свой светлый и радостный дом».

После окончания урока Анна Ивановна отпустила детей, улыбнулась Вере и сказала:

-Ну что же, вот и принимайте мой пост. Ребятишки неплохие, есть, конечно, озорники, но они в каждом классе есть. Вот программа для четвертого класса, расписание уроков, план на третью четверть, мои поурочные планы и учебники по всем предметам. Мне все это еще не скоро понадобится, поэтому пользуйтесь, сколько надо, а потом сможете все передать в школь-ную библиотеку, если решите уезжать.

-Уезжать я скорее всего не собираюсь, ведь я местная, выросла здесь. И отец мой родом из здешних мест, но попользоваться вашими книгами для меня очень полезно, поэтому большое спасибо, в случае каких-либо затруднений можно будет с вами встретиться?

-Конечно, можно! В школе много опытных учителей, никто не откажет в помощи, но в основном девочка старайся справиться сама, ребята это ценят и уважают.

-Хорошо, буду стараться сама, тем более, что многие темы мне знакомы, еще раз боль-шое спасибо.

Коллеги дружески расстались и разошлись в разные стороны: Анна Ивановна направилась в сторону жилищного массива офицерского состава гарнизона, а Вера в район гражданского поселка.

Дело в том, что их местом жительства был воинский гарнизон, который состоял из 2–х частей: расположение дивизии в казармах и дома для командного состава, и для гражданского населения, строителей и их семей, которые обслуживали гарнизон, работали официантками и поварами. Отец Веры был прорабом на военном строительстве. Он сам построил свой дом, который все детство Веры был для нее и всех ее сестер и братьев родительской купелью. Три старших сестры ее – Аня. Надя и Мария – уже обрели свои семьи, вышли замуж за офицеров и уехали со своими мужьями к их новому месту службы. Поэтому Вера решила, что настал ее черед помогать родителям. Было у нее еще два брата: старший Григорий, он служил в армии, и младший Виталий, десятилетний ученик третьего класса.

Придя домой, Вера сразу же засела готовиться к урокам, перечитав программный мате-риал, написала поурочные планы и стала обдумывать беседу для знакомства. Дело двигалось с трудом, и она решила: «Что будет на душе, то и скажу. Главное, надо их рассказом заинтересовать, и как наша историчка в седьмом классе, тогда все пойдет хорошо». Вечером пришел отец с работы и стал расспрашивать:

-Ну что, приняла класс?

-Да, папа, приняла. Завтра начну самостоятельно работать.

-Что, даже и практики никакой не дали? Сразу с места в карьер?

-Да некому практику мне давать, у всех своя работа, а Ане Ивановне давно уже надо в декрете отдыхать.

-Ну, ничего, главное, ты не трусь, берись смелее, и дело пойдет. Мне тоже прорабом начинать было не просто, но постепенно освоился.

На следующий день с утра пораньше Вера шагала по знакомой дороге в гору, по которой пять лет бегала учиться, а теперь она шла сама учить детей и очень волновалась. Она с детства мечтала стать за учительский стол, а теперь тревожилась и думала, что же у нее получится?

Все получилось неожиданно просто. Дмитрий Семенович вошел вместе с ней в класс и сказал строго:

-Вот такие дела, друзья мои! Анна Ивановна ушла в отпуск, так положено по закону, и теперь вас будет учить Вера Андреевна. Надеюсь, что у вас с новой учительницей все будет хорошо, чтобы мне никаких жалоб на вас не поступало! Договорились?

-Договорились! – дружным хором ответили ребятишки, и многие заулыбались.

-Вера Андреевна, приступайте к занятиям, добрых вам успехов!

Директор вышел из класса, а Вера начала:

-Я вам целую речь приготовила, а теперь вижу, что пора урок начинать, а не речи гово-рить. Приготовьтесь к математике, проверим домашнее задание.

И пошла работа.

ГЛАВА 3

Первые уроки

Вера хорошо подготовилась к урокам, и на первом занятии проверила домашнее задание, а потом все вместе решили большую и интересную задачу в четыре вопроса. В заключение урока она дала небольшое самостоятельное задание по решению примеров. Урок прошел быстро, все дети работали дружно. Вера сама удивилась, как легко у нее пошло дело. На втором уроке, ее любимом русском, начала с повторения правил, записи на доске и в тетрадях предложений с разбором, затем дала небольшую комментированную диктовку. Конечно, не у всех все легко получалось, некоторые дети затруднялись в ответах.

-Ничего, ничего, потренируетесь и научитесь хорошо комментировать. Зато грамотея-ми станете, — подбадривала она слабаков.

Ребятишки улыбались, им понравилось, что молодая учительница шутит с ними, стали старательнее писать, а на третьем уроке чтения – что было ее страстью с раннего детства – она покорила ребятишек чтением наизусть стихов Некрасова «Мужичок с ноготок» и интересной беседой:

-Какое у нас сейчас время года? А чем оно отличается от других? Кто из вас любит зиму? А за что именно?

Дети отвечали дружно и весело, рассказывали о своих любимых зимних играх, о праздновании Нового года и с удовольствием читали выразительно стихотворение, которое она потом задала наизусть.

Быстро и просто прошел ее первый рабочий день. Когда она шагала домой и переосмысливала, как все было, пришла к выводу, что правильно она поступила, начав самостоятельно работать, что работа гораздо интереснее, чем сидеть на лекциях, что надо больше подбирать чего-то веселого, чтобы уроки были интересными. Но на следующий день в учительской состоялся серьезный разговор. К Вере подошла пожилая учительница и отрекомендовалась:

-Меня Нина Николаевна звать, работаю пятнадцатый год. А у вас в классе мой сын Илюша учится, вчера он много рассказывал, какая к ним новая учительница пришла: и красивая, и веселая, а вот попробовали мы с ним предложения разбирать, так он в частях речи путается. Видимо, Анна Ивановна с ними мало разбором занималась. У нас по плану методического объединения, которым я руковожу, через месяц должен быть открытый урок в этом классе и вам. Вера Андреевна, надо к нему приготовиться.

-Хорошо, — ответила Вера и вспомнила, как в ее школьные годы учителя на открытых уроках часто ее вызывали отвечать, зная, что она их не подведет.

«А на кого же мне опереться? — подумала она. – Надо всех готовить. Все же за месяц можно натренировать, со слабыми после уроков буду заниматься.»

-Не бойтесь очень, вам по молодости многое простится, — улыбнулась Нина Николаев-на, заметив тревогу на лице Веры.

-Конечно, непривычно, но надо ко всему привыкать, — ответила молодая учительница.

К ним подошел директор и спросил, улыбаясь:

-Что, Нина Николаевна, сразу же хотите с места в карьер? Не рановато ли?

-Да неважно у них с разбором предложений, и по плану нашему так подходит, а подготовиться поможем, время еще целый месяц впереди.

-Надеюсь, что справишься? Как вчера уроки прошли?

-Хорошо прошли, мне понравилось. Постараюсь справиться, — ответила Вера, а в душу вползла тревога: «Ведь это все учителя школы на урок придут, как же мне одолеть такое?». Тут прозвенел звонок, и Вера поспешила в свой класс. Ребятишки встретили ее веселым и дружным возгласом в ответ на ее приветствие:

-Здравствуйте! — громко закричали они, и у Веры на сердце полегчало.

«Ничего, справимся как-нибудь», — подумала она и начала урок.

После уроков Вера сделала выборку по классному журналу самых слабых учеников и стала проводить дополнительные занятия, удивляясь запущенности в их знаниях. Действительно, дети затруднялись в определении частей речи, а в членах предложения вообще не разбирались. Видимо, Анна Ивановна, собираясь рожать, больше заботилась о своем будущем ребенке, а не о тех детях, которых она учила, а теперь Вере предстояло выправлять запущенность в знаниях детей, тем более, что впереди маячил грозой открытый урок.

Весь месяц Вера ежедневно оставляла детей после уроков, так как запущенность выявилось практически у всех детей. Она объяснила ребятишкам, что им предстоит одолеть открытый урок, и они старались, делали дополнительные задания, так что к концу месяца, когда приблизился заветный срок, многие дети стали неплохо разбирать, а Илюша, сын Нины Николаевны, чаще всех поднимал руку и всегда давал правильные ответы.

ГЛАВА 4

Открытый урок

И вот он наступил, главный экзамен. С утра она тщательно приоделась и причесалась, а когда стала придирчиво рассматривать себя в зеркале, то увидела под черными густыми бровями большие задумчивые глаза и полные щеки, которые Вера очень не любила, но в этот день ей понравилась серьезность и внимательность во взгляде. «Да, все должно быть хорошо, ведь подготовились мы с ребятишками на совесть», — подумала она. Придя в школу пораньше, зашла в класс, чтобы проверить подготовку к уроку и подбодрить детей. А вскоре стали подходить учителя других классов, и всех надо было рассадить удобно, как доброй хозяйке. Едва успели все уладить – пришло более десяти учителей – как прозвенел звонок, и все дети вытянулись струночками около своих парт.

-Здравствуйте! – бодро сказала Вера, и тут же дружный хор детских голосов ей звонко ответил на приветствие.

-Садитесь, — как можно спокойнее и приветливее старалась говорить она, — приготовьтесь к проверке домашнего задания.

-Володин Саша, читай упражнение, а вы следите за ним, — сказала и пошла в обход по классу, проверяя каждого ученика и потихоньку одобряя тех, кто особенно отличился: «Молодец! Хорошо! Отлично! Вот всегда так пиши!»

-Молодцы! – сказала она, обойдя весь класс, — все выполнили, а насколько правильно, я оценю после проверки тетрадей. И ты, Саша, тоже молодец! Заметил кто-нибудь у него ошибки? Да, у него все было правильно. А теперь пишем число, Алеша идет к доске, пишем предложение для разбора: «Длинный караван верблюдов медленно движется по пыльной дороге». Все ли у нас правильно? Молодец, Алеша. Ошибок нет. А теперь объясни, почему слова «длинный» и «медленно» ты написал с двумя «н».

-В слове «длинный» корень кончается на букву «н» и добавляется суффикс «н», а в слове «медленно» суффикс –енн— , который пишется всегда с двумя «н».

-Хорошо, а теперь сделаем разбор по членам предложения, все разбирают самостоятельно и контролируют Алешу.

Алеша начал бойко разбирать, задумался над словом «медленно», но потом справился. Когда он закончил, Вера спросила у класса:

-Все ли у него правильно? Маша?

-Разбор правильный, — ответила Маша.

-Хорошо, Алеша, садись. Продолжит разбор по частям речи Маша Прибылова.

Маша быстро вышла к доске и четко справилась с заданием.

-Дети, проверьте, все ли правильно сделала Маша? Хорошо. А теперь пишем под диктовку предложение и делаем самостоятельно разбор: «Палит нещадное солнце и изнуряет как людей, так и животных».

Затем проверили правильность разбора и двинулись вперед.

-Теперь пишем словарную диктовку с подбором проверочных слов на безударную гласную. Вспомним правило, кто скажет?

Это был ее коронный номер, и когда почти весь класс дружно поднял руки, у Веры ра-достно забилось сердце. Вот как хорошо знают правила ее ученики!

-Отвечает Илюша Ветров.

Счастливый Илюша, улыбаясь, четко рассказал правило о проверке безударных гласных, и Вера начала диктовать: «Большая река, широкие поля, далекие горные вершины, зеленые долины, тенистые пруды».

-После каждого слова вы должны записать проверочное, а если не можете придумать оставьте пробел, про проверке допишите, поставьте ударения во всех словах.

После проверки этого упражнения Вера объявила:

-В заключение урока я даю творческое задание: составить сколько сможете предложений из словосочетаний, которые мы записали в словарной диктовке, и сделать в них разбор и по членам предложения, и по частям речи.

Все дети склонились к своим тетрадям, а Вера снова пошла по классу, внимательно всматриваясь в тетради и делая замечания тем, у кого видела ошибки. И вот концовка урока:

-Наше время истекает. Кто скажет, над какой темой мы сегодня работали?

И снова дружный взлет рук.

-Отвечает Надюша.

-Мы занимались разбором предложений и проверяли безударные гласные, —звонко от-чеканила Надя.

-Спасибо. А кому было трудно? Нет таких? Молодцы! Оценки за уроки я поставлю после проверки тетрадей: Маше, Наде, Саше, Алеше и Илюше Ветрову. Запишите домашнее задание.

Прозвенел звонок, и Вера, отпустив детей, с гулко бьющимся сердцем подошла к Анне Ивановне.

-Когда разбор урока будет?

-Будет, будет, не волнуйся, — ответила, улыбаясь, Анна Ивановна, — Молодчина! Для начала отлично! Товарищи учителя, давайте по горячим следам сделаем анализ урока. Ведь сейчас большая перемена.

Она подошла к учительскому столу и обратилась ко всем присутствующим.

— Для начала предоставим слово виновнице торжества. Вера Андреевна, прошу!

Вера поднялась и, не выходя к столу, начала:

-Можно я с места? Тема была: разбор предложений, так и по плану, а что получилось, вы все видели. Мы все очень старались, и дети, и я, — почему-то робко добавила она.

-Видели, видели, и не только видели, но и слышали. Конечно, для начинающего учите-ля лучшего ожидать нечего, — сказала Анна Ивановна. — Кто хочет высказаться?

-Я хочу! – подала голос Леночка. – Урок построен методически грамотно, в нем сочеталась как фронтальная, так и индивидуальная работа, а главное – развитие творчества детей, что считается очень важным. Все дети работали дружно, и навык разбора предложений у них отработан хорошо. Спасибо, Вера Андреевна, приятно было посидеть у вас на уроке.

-Молодец, просто замечательно! – раздались голоса других учителей, а у Веры прилила кровь к щекам: она не ожидала столь дружной похвалы коллег.

-Да, если так дело дальше пойдет, то годам к сорока заслуженной учительницей будет, — предсказала ей судьбу Анна Ивановна.

-Спасибо вам всем большое. Не ожидала я такой оценки, все боялась и боялась!

-Ну вот, а теперь иди вперед и ничего не бойся! – крепко пожав ей руку сказал Дмитрий Семенович. – Молодчина! Я знал, что не подведешь! Она у нас с первого класса отличницей шла, всегда впереди других! – гордо закончил он.

Домой Вера как на крыльях летела, ей не терпелось порадовать родителей, особенно отца, который много внимания уделял воспитанию детей, направляя их на упорную учебу. «Грызи гранит науки», — это был его любимый девиз. И только Вера перешагнула порог дома, как отец встретил ее вопросом:

-Ну как, дочка? Отстрелялась? Как прошел урок?

-Хорошо, папа, все хорошо! А Анна Ивановна даже предсказала, что я заслуженной учительницей стану. Вот как!

-Дай Бог, чтобы ее предсказание сбылось! Теперь ты уже смелее будешь в класс входить, — довольно улыбнулся отец.

ГЛАВА 5

Родительское собрание

После открытого урока Вере легче стало работать, и походка обозначилась уверенная, и взгляд требовательнее. Все ее ученики как-то подтянулись, почувствовали в ней настоящую наставницу, стали лучше слушаться и усерднее заниматься. Когда закончилась третья четверть, то результаты ее порадовали и учеников, и Веру, и родителей на первом родительском собрании. После выступления Веры об итогах четверти многие родители захотели выступить, все они высказывали благодарность Вере за то, что дети стали старательнее заниматься дома, что у многих повысились оценки за четверть, а после окончания собрания не все родители поспешили по домам, окружили ее, и началась непринужденная беседа:

-И как вам удалось так крепко взять их в руки? – спросил отец Лены Запеваловой, ее первой отличницы

-Да просто мы подружились, ведь я сама недавно училась в этой школе и хорошо пом-ню, как мы учились и чего нам хотелось, — ответила Вера

— Мой сын очень любит, как вы им стихи читаете. Все старается копировать вас, вчера весь вечер наизусть учил, говорит, хочу так же прочитать, как нам Вера Андреевна читала, — сказала мама Саши Володина.

-Да, у нас самые любимые уроки, когда идет опрос выученных стихов. Все хотят читать и получать хорошие оценки, все просятся к доске.

-Раньше с ремнем приходилось заставлять наизусть учить, а теперь сами хватаются, как только из школы приходят, — с улыбкой уточнила мама Володи Пряслова, бывшего двоечника.

Вере было радостно слушать родителей, значит, не хуже она Анны Ивановны работает. На следующий день она предложила своим ребятам сходить в гости к Анне Ивановне, которая уже родила сына, и ему исполнилось два месяца. Ребятишки радостно подхватили это предложение. После уроков, окружив Веру, они дружно все вместе отправились в гости к Анне Ивановне.

Увидев своих бывших учеников, Анна Ивановна радостно всплеснула руками и при-гласила всех:

-Вот не ожидала таких дорогих гостей! Проходите, проходите, раздевайтесь, сейчас чаепитие устроим. Рассказывайте, как у вас дела?

-Хорошо идут дела! Все двоечники успевающими стали! – радостно улыбаясь ответила за всех Лена Запевалова.

-Вот какие вы молодцы! – похвалила всех Анна Ивановна. – А как поведение на уроках?

-Хорошее, хорошее! Все слушаются и стараются! – отчеканил Гена Пустовалов.

-А у меня, смотрите, какой сын растет! – подняла высоко Анна Ивановна своего малы-ша-крепыша, который замахал ручками и ножками, весело улыбаясь.

-Ух ты, как он уже смеется здорово! А как его звать? – спросил Саша Володин.

-Костя звать, Костенька. А можно Константин Петрович, — гордо посмотрела на всех счастливая мама.

-Хороший, хороший! – весело загалдели ребятишки, — правда ведь хороший, Вера Андреевна?

-Конечно, хороший, и веселый, и крепкий, — улыбнулась Вера.

Весело пробежало время, и когда стало ясно, что пора расставаться, то никому не хоте-лось уходить, и поэтому пришлось договариваться, когда они придут еще раз.

-Счастливо оставаться! Подрастайте быстрее! – звенели ребячьи голоса, покидая гостеприимный дом.

Прощаясь с Верой, Анна Ивановна сказала:

-Молодчина, Верочка, спасибо тебе большое, что привела ребят ко мне, а то я очень скучала по своему классу.

-И вам спасибо, Анна Ивановна. Хороших ребятишек мне сдали. Будьте здоровы! – по-прощалась Вера.

Когда она вернулась домой, то призадумалась о своей личной жизни. «Вот на работе все хорошо пошло, а как же мне мужа обрести? На танцы в Дом офицеров ходить надо, воз-можно, там с кем-нибудь познакомлюсь, да вот нарядов нет». Зарплату свою небольшую Вера всю отдавала матери, а на покупки ничего не оставалось. Что же делать? Решила посоветоваться с мамой. Вечером у них состоялся деловой разговор:

-Мама, мне поговорить с вами (так было принято у них в семье по украинскому обычаю звать родителей на «вы») надо бы.

-Ну, давай поговорим. В чем дело-то?

-Да вот думаю, что из одежды купить кое-что надо. А то в студенческих платьицах хожу. Перед учителями и учениками неудобно. Да и на танцы в Дом офицеров ходить хочется, а одеть нечего.

-Ну что же, придется как-то подработать. Можно на воскресенье в Читу съездить, на-брать там кедровых орехов, а я здесь продам на нашем рыночке, вот и сделаем выручку.

-Интересная идея. Ладно, я подумаю. Возможно, так и сделаем.

И она стала размышлять: «Поезд идет ночью, так что ученики мои спать будут, а если и увидит кто, то какое кому дело, куда я еду. Чемодан студенческий сохранился, вот и буду в не-го орехи набирать, только зарплату дождаться надо. Читу я знаю, наберу орехов и сразу назад». Так обдумала и решила все самостоятельно, а получив через две недели зарплату, сказала матери:

-Мама, я зарплату решила в оборот пустить. Поеду в субботу в Читу и привезу орехов, как вы советовали.

-По уму решила, конечно, надо подрабатывать, если так мало платят, а я торговлей займусь.




От автора: Продолжение следует.


© Сибирячка, 2011

Опубликовано 21.12.2011. Просмотров: 508.


назад наверх


   назад наверх

  Тематические ссылки
© 2005-2012 Мир Вашего Творчества